- ФАБУЛА
ФА́БУЛА (от лат. fabula рассказ, басня), повествование о событиях, изображенных в эпических, драматических, а иногда и лиро-эпических произведениях, в отличие от самих событий от сюжета произведений. Нередко эти термины употребляются и в обратном соотношении (см. Сюжет).
Ф. может отличаться от сюжета: 1) порядком повествования о событиях рассказывается не в той последовательности, в какой они происходят в жизни героев, а с перестановками, пропусками, последующими узнаваниями и т. п. («Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова, «Прощай, Гульсары!» Ч. Айтматова); 2) субъектом повествования оно может вестись не только от автора, никак себя не проявляющего («Дело Артамоновых» М. Горького) или же обнаруживающего свою эмоциональную настроенность («Человек, который смеется» В. Гюго), но и от лица рассказчика, очевидца изображаемых событий («Бесы» Ф. М. Достоевского), или от лица героя («Прощай, оружие!» Э. Хемингуэя); 3) мотивировкой повествования оно может быть дано как воспоминание («Хаджи-Мурат» Л. Н. Толстого), дневник («Записки сумасшедшего» Н. В. Гоголя), письма («Страдания молодого Вертера» И. В. Гёте), летопись («История одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина) и т. п. Иногда автор начинает произведение с изображения рассказчика, обстановки и повода его рассказа, а в конце возвращается ко всему этому; такой фабульный прием называется «обрамлением» сюжета («Вешние воды» И. С. Тургенева, «Человек в футляре» А. П. Чехова). Различие между Ф. и сюжетом в одном произведении может быть большим и минимальным. С помощью фабульных приемов писатель стимулирует интерес к развитию событий, углубляет анализ характеров героев, усиливает пафос произведения.
Существует точка зрения, которая не представляется обоснованной, что термин «Ф.» излишен, поскольку весь диапазон его значений покрывается понятием «сюжет», «схема сюжета», «композиция сюжета».
Литература:
при ст. Сюжет.Г. Н. Поспелов.
Литературный энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Под редакцией В. М. Кожевникова, П. А. Николаева. 1987.